Недавний инцидент с самолетом МиГ-29 ОВТ во время показательного выступления на авиасалоне в Ле-Бурже вызвал немало комментариев в отечественных и зарубежных СМИ. Напомним, что российский истребитель с отклоняемым вектором тяги совершил экстренную посадку. Зрители заметили выброс пламени в одном из двух двигателей самолета, летчик-испытатель Михаил Беляев принял решение прекратить демонстрационную программу. В штатном режиме с нормально работающими двигателями МиГ приземлился.
Специалисты РСК «МиГ» и завода им. Климова, изготовившего авиадвигатели, после тщательного обследования не обнаружили никаких механических повреждений на лопатках двигателя или других элементах его конструкции. Это опровергает фигурировавшее в СМИ предположение, что в воздухозаборник попала птица. Кроме того, на малых высотах вход воздухозаборников перекрывается специальными убирающимися сетками с противообледенительной защитой.
Истребитель продолжил ежедневные показательные выступления, а после закрытия авиасалона своим ходом вернулся на родину. Однако сбой в работе двигателя выставочного образца вызывает неприятные ассоциации с недавними происшествиями в гражданской авиации. Так, 1 февраля 2007 года в Екатеринбурге совершил экстренную посадку Ту-154, у которого отказал один из трех двигателей. 29 апреля в «Домодедово» сел Ту-134, у которого после взлета началась подозрительная вибрация в одном из двигателей. 24 мая в Иркутске приземлился Ту-154 с отказавшим двигателем. 25 июня в аэропорту Сургута аварийно приземлился Ту-154 с двумя отказавшими двигателями. А в марте во время вынужденной посадки в Самаре разбился Ту-134: 7 погибших, 20 раненых. И это далеко не полный список авиапроисшествий за первое полугодие.
Однако не надо думать, что только с российскими самолетами происходят подобные инциденты. В июне 2006 года южнокорейский лайнер А-321 совершил аварийную посадку в аэропорту Сеула. Перед этим он попал в сильный шторм. Ветер вырвал носовую часть фюзеляжа с радаром автопилота. Обломками разнесло стекла кабины пилотов и пробило огромную дыру в корпусе воздушного судна. Однако пассажиры узнали о происшествии, только сходя с трапа на твердь аэродрома.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) приводит статистику безопасности полетов по итогам 2006 года. На миллион полетов в государствах СНГ приходится 8,6 падения. На втором месте Африка – 4,3 случая на миллион. Третья Латинская Америка – 1,8. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона – 0,67. Остальные регионы – 0,65.
Очевидно, что полностью застраховаться от отказов техники нельзя, хотя бы потому, что существуют стихийные бедствия. Например, гроза. И здесь особо важно, чтобы летательный аппарат не утратил способность к полету и нормальной посадке после полученных повреждений.
17 мая нынешнего года на подлете к «Шереметьево» самолет Ту-154 получил разряд молнии в борт. Все системы продолжали работать, посадка прошла благополучно. По статистике, хотя бы раз в год каждый самолет получает удар молнии. Вот еще примеры.
Год назад молния ударила восьмиместную «Сессну Сайтейшн-550», в которой летел американский сенатор Эдвард Кеннеди. Садиться пришлось без электричества и приборов. Разряд атмосферного электричества настиг самолет британского премьер-министра Тони Блэра в 2005 году при подлете к лондонскому аэропорту «Хитроу». Удар был очень сильным, но все обошлось, поскольку крылья самолета оборудованы специальными громоотводами. [an error occurred while processing this directive]
Надежность – одно из ключевых понятий в авиации. При этом закон серийного производства в высокотехнологических областях гласит, что каждое следующее изделие становится более надежным за счет более углубленного освоения технологии. К этому добавляются постоянные доработки и устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации готовой продукции. У авиастроителей считается, что четвертый-пятый серийные самолеты выходят на гарантированный высокий уровень надежности и живучести.
Показанный в Ле-Бурже МиГ-29М ОВТ – предсерийная машина МиГ-29М с двигателями РД-33 со всеракурсным отклонением вектора тяги. С 2005 года он демонстрирует свои возможности на различных авиасалонах, являясь по сути летающей лабораторией по исследованию возможностей новой модификации двигателя. Экстремальный пилотаж, который демонстрировал в Ле-Бурже испытатель Михаил Беляев, как раз подтверждает надежность машины. Об этом же говорит и выброс пламени из двигателя, не нанесший силовой установке никакого ущерба.
Происшествия с самолетами, у которых отказали двигатели, показывают, что техника, с одной стороны, сильно изношена, а с другой – живучесть ее необыкновенно высока. К сожалению, новые машины для ВВС заказываются единичными экземплярами. Если так же будет с новыми образцами авиатехники, производство не станет серийным, неприятные сюрпризы в небе могут стать нормой.
|