"О, человеческая справедливость, дай мне плюнуть в твое лицо!" Армянский поэт Сиаманто (Атом Ярджанян) написал эти горькие слова за несколько лет до своей трагической гибели в 1915 году от руки турок. Он говорил это, потому что видел страшное — геноцид собственного народа, длившийся уже на тот момент десятилетиями и не прекращавшийся ни на день. Видел страдания, боль, изгнание, резню и кровь, много крови. Армянский народ уже 5 веков стонал от притеснений захвативших их земли турок-османов. Сиаманто, получавший в Европе образование и выдвинутый незадолго до приезда на Нобелевскую премию, вернулся на родную землю, не подозревая, что апофеоз этого кошмара еще впереди. 24 апреля 1915 года. Точка отсчета самой страшной трагедии в истории армянского народа. Трагедии, длящейся вот уже 90 лет и по сей день. Тогда, в начале 20 века армяне за два года потеряли 2 миллиона своих соотечественников, треть народа с трехтысячелетней историей была уничтожена. Были потеряны 9/10 исторических земель Армении, а сотни тысяч людей навсегда остались без Родины и рассеялись по всему миру. Сегодня, в начале 21 века, в мире, выдвигающем демократические лозунги и гордящемся своей цивилизованностью, для армян все остается по-прежнему. Злодеяние, совершенное на глазах и по попустительству многих мировых держав, до сих пор не осуждено мировым сообществом, а признание факта Геноцида теми, кто его сотворил — Турцией, стало предметом торга для вступления ее в ЕС. Потомки беженцев, теперь уже многомиллионная армянская диаспора во всем мире, не имеют возможности жить на родных землях, так и оставшихся в составе Турции. Их дети постепенно ассимилируют, навсегда забывая родной язык и культуру. А в Армении люди с щемящей болью в сердце смотрят на Арарат, свой вечный символ, из-за границы, проведенной большевиками в угоду Ататюрку, обещавшему им социалистическую революцию в Турции. По горькой иронии Арарат виден из любой точки Еревана... Как же стала возможна такая вопиющая несправедливость? Почему мир, осудивший нацистских преступников в Нюрнберге, упорно закрывал глаза и уши, не желая замечать очевидного — чудовищного преступления, породившего в свою очередь нацизм и Гитлера? Изучение документов начала века ясно показывает, что Майданек и Освенцим возникли не на пустом месте. Турецкие злодеяния совершались с одобрения и поощрения их союзника в Первой Мировой — Германии. Моргентау, бывший в то время послом США в Турции, приводит в своих воспоминаниях высказывание эмиссара германского кайзера в Турции Хьюмана: "И я не осуждаю турков за то, что они делают с армянами. Я думаю, что это полностью оправдано. Слабая нация должна умереть". Сколько людей стало впоследствии жертвами фашистской теории "слабой нации"... Некоторые будущие нацистские преступники начинали здесь свою "карьеру". "Достойным" завершением Геноцида предыдущего и логичным началом Геноцида грядущего стали слова Гитлера. В августе 1939 года, выступая на совещании фашистской верхушки в Оберзальцбурге, Гитлер призвал уничтожить всех в Польше, сославшись на пример Турции: "Кто же теперь, в наше время, помнит об истреблении армян в Турции?". Как говорится, без комментариев... Наконец, как стало возможным истребление одного народа другим в течение такого длительного периода, да еще на глазах у всего мира? Вопросы эти отнюдь не риторические. Ответить на них не сложно, было бы желание знать правду. С подачи официальной Анкары трагедия армянства в Османской империи сегодня обросла ложью, недомолвками и фальсификациями. Турция, за редчайшими исключениями в лице нескольких историков, заклейменных соотечественниками предателями, предпочла наложить на эту тему табу и жестко реагирует на любые попытки вернуться к оценке давних событий. Но история говорит сама за себя. В конце 1880-х годов в Османской империи проживало более двух с половиной миллиона армян, а в 1923 г. их численность уже была менее 100 тысяч. Находящиеся на территории Турции полуразрушенные древние крепости и церкви, развалины Ани — средневековой столицы Армянского царства. И, конечно, документы, фотографии, многочисленные свидетельства очевидцев.
Начало конца Если не принимать во внимание десятилетия грабежа и убийств и оперировать только большими цифрами, то началом Геноцида армян можно считать 1876 год. Массовое уничтожение армян началось с приходом к власти султана Абдул Гамида II, убежденного панисламиста. Он мечтал о создании великой теократической империи от Алжира до Индии, столицей которого должен был быть Стамбул, а Халифом — он сам. Многочисленные христианские народы, являвшиеся частью Османской империи, явно не входили в его планы. За годы его правления было уничтожено более 350 000 армян. Фритьоф Нансен, известный полярный исследователь и великий гуманист, вспоминал: "Удары посыпались на каждый город и село, населенные армянами. Безоружных (оружие было предварительно конфисковано — прим. Аб.Г.), их беспощадно истребляли вооруженные курдские бандиты, в том числе новая конница султана Гамида, и турки, руководимые полицией. .... В Урфе в 1895 г. в кафедральном соборе Рождества Христова заживо сожгли 1200 армян. Кровь армян текла рекой....... Многие умерли от голода и лишений. Оставшихся в живых христиан заставляли перейти в мусульманство, что сопровождалось публичными обрезаниями. Тысячи людей предпочли умереть, но не отказаться от веры. По истечении времени, отпущенного на принятие решения, целые деревни выбрали дорогу смерти, ведомые своими священниками". "Местом депортации является Ничто..." (Талаат-паша) "В Турции (Османская империя к этому моменту практически развалилась, и младотурки сделали ставку на создание националистического государства Турция — прим. Аб.Г) полностью ликвидировано право армян на работу и существование в Турции. Правительство, взявшее на себя эту ответственность, приказывает не оставлять в колыбели ни одного ребенка... Правительство постановило полностью уничтожить всех армян, проживающих в Турции" (из приказа министра внутренних дел Мехмета Талаата о депортации и истреблении армян) В 1908-1909 гг. путем переворота к власти пришла партия "Единение и прогресс" (Иттихад ве Тераки). Новые власти были равнодушны к религии, зато были одержимы пантюркистской идеей. Т.н. младотурки строили планы создания "Большого Турана". Речь шла о присоединении к империи Закавказья, Сев. Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии. Армения, стоявшая на пути неудобным клином, явно мешала исполнению этого плана. В 1914 году Турция вступила в начавшуюся мировую войну. Осенью того же года состоялось заседание Иттихада, на котором было заявлено, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т.к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых". Все дальнейшие события свидетельствовали о том, что это не были случайные нарушения законности или частные случаи. За всем происходящим стояло стремление уничтожить целый народ, согласно тщательно подготовленной и неуклонно осуществляемой программе. С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск и т.д. Было изъято все оружие. Немец доктор Лепсиус рассказывал:"Жандармы входили в деревни и требовали выдать им определенное количество винтовок...... Если приказ не выполнялся незамедлительно, старосту и старейшин деревни арестовывали за сокрытие оружия, избивали, применяли орудия пыток...... У мужчин рвали волосы, ногти, прикладывали к телу раскаленные поленья, а женщин и детей истязали и унижали до такой степени, что армяне, дабы удовлетворить требования жандармов и избавиться от них, поневоле продавали свою скотину, втридорога покупали у соседей — турок, курдов и черкесов, — оружие, и сдавали его. Если у армянина находили оружие, его немедленно казнили". Наиболее боеспособная часть мужского населения была призвана в начале войны в турецкую армию. В феврале 1915 военный министр Энвер-паша отдал приказ об их уничтожении. По приказу командования они были расстреляны своими же однополчанами-турками. 24 апреля 1915 года был нанесен удар по армянской интеллигенции в Константинополе. Та самая точка отсчета... Жертвами стали 800 человек — писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, деятели искусства. Был среди них и Сиаманто. В эту же ночь был арестован великий армянский композитор Комитас. Множество его бесценных произведений было сожжено. Душа великого человека не выдержала увиденных зверств, он лишился рассудка. Оставались, в основном, женщины, старики и дети. Основные "противники" турок в этой бойне. С мая-июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении. Полноценно описать такое невозможно, это был настоящий ад, ужас. Депортация была одним из самых чудовищных изобретений турок. Это было гораздо хуже обычной (если это слово тут вообще применимо) резни, вместо смерти жертвы подвергались нечеловеческим страданиям. План переселения был, естественно, разработан для спасения репутации властей. Ведь депортация подавалась, да и сейчас нередко подается Турцией как "необходимое военное мероприятие". Чтобы показать, что такое депортация по-турецки, приведу слова очевидца — доктора Лепсиуса: "Из 18000 человек, выведенных из Харберда и Себастии, до Алеппо дошли 350, а из 19000, выведенных из Эрзерума, остались в живых лишь 11". По его сведениям, по дороге умерли от истощения, в среднем, две трети ссыльных. Большую часть из оставшихся в живых, кто, борясь со смертью, превратившись в ходящие скелеты, дошел до Междуречья, погнали дальше, к пустыням, чтобы там они умерли в ужасных мучениях. Месяцами шли караваны ссыльных, но даже во время этого последнего смертного шествия их не оставляли в покое, неделями гоняя из одного места в другое по кругу. Брошенные по сторонам дорог трупы заражали окрестности. Чудом выживших ждала конечная цель — концентрационные лагеря. "Мне невозможно передать то впечатление ужаса, которое осталось у меня после посещения армянских становищ.... Ссыльные, в большинстве своем голые, остающиеся почти без пищи, согнаны вместе, как скот, и живут под открытым небом, без всякого крова, в ужасных условиях чрезмерно сурового климата пустыни, с палящим летом и вселеденящей зимой" (из рапорта в США, 1916). Точнее всего истинную цель депортации назвал ее творец — Талаат-паша: "Местом депортации является Ничто". Лагеря депортации и были тем самым Ничто......
Вечная память. Людей резали, пытали, насиловали, сжигали заживо вплоть до 1923 г. Бойня перекинулась на другие местности, в частности на Баку, где турками и азербайджанцами в 1918г. было вырезано 30 000 армян. С 24 апреля 1915 года — около 2 миллионов убитых и замученных. Корреспондент английской газеты "Таймс" — сентябрь 1915: "Из Сасуна и Трапезунда, из Орду и Айнтаба, из Мараша и Эрзрума поступают одни и те же сообщения о зверствах: о мужчинах, безжалостно расстрелянных, распятых, изувеченных или уведенных в трудовые батальоны, о детях, похищенных и насильно обращенных в магометанскую веру, о женщинах, изнасилованных и проданных в рабство в глубокий тыл, расстрелянных на месте или высланных вместе с детьми в пустыню на запад от Мосула, где нет ни пищи, ни воды... Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения..., и их трупы точно указывали путь, по которому они следовали..." Врач, ставший очевидцем резни армян в Баку — октябрь 1918, газета "Кавказское слово": "В 9 часов утра в воскресенье, 15 сентября, турки с нагорной части ворвались к нам. Начиная с Шамахинки по Воронцовской и другим главным артериям города, Торговой, Телефонной — массовый грабеж всего до нитки, варварское уничтожение имущества, лабораторий, врачебных кабинетов, аптек, магазинов, квартир... Убивали почти только армян... Всего армян погибло до 30 тысяч человек... Весь город усеян трупами армян, которые разлагались несколько дней, пока их убрали. Михайловская больница переполнена изнасилованными девушками и женщинами. Все лазареты переполнены ранеными армянами... Три дня продолжалось хозяйничанье дикарей, миссия коих была одна: армян ограбить и убивать..." Перс, перевозивший на верблюдах боеприпасы для турецкой армии из Ерзнка в Эрзрум: "Однажды, в июне 1915, когда я подъехал к Хотурокому мосту, перед моими глазами предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста... От моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей..." Немец, работавший на багдадской железной дороге неподалеку от Харберда: "В первые же дни по Марашу прошли четыреста босых женщин. Почти каждая из них несла на руках ребенка, другого тащила на спине (часто это был труп), третьего держала за руку. Армяне Мараша, которые были выселены позднее, за пятьдесят персидских золотых купили несчастным обувь. Мусульмане из турецкого села, расположенного между Марашем и Айнтапом, хотели раздать им хлеб и воду, однако жандармы запретили им это сделать. В дороге у депортированных отбирали все деньги до последней монеты, а затем и все имущество. 4/5 из числа этих несчастных были женщины и дети; 3/5 шли босиком. Особенно их угнетала невозможность по-человечески предать земле своих умерших родных. Незахороненные трупы оставались лежать на дороге, по обочинам. Женщины несли на себе бездыханные тельца своих детей. Самой тяжкой была судьба тех матерей, которым в этой дороге приходило время родить. Им давали времени ровно столько, сколько нужно младенцу, чтобы появиться на свет. Однажды ночью женщина родила двойню. На следующее утро она вынуждена была продолжать путь пешком с двумя новорожденными на руках. После двух часов пути, она упала. Жандармы заставили ее оставить детей под кустом и продолжить путь с караваном. Другая женщина родила ребенка в пути. Ей не разрешили даже остановиться на минуту, и она, пройдя несколько шагов, упала замертво. Повсюду лежали бесчисленные трупы маленьких детей. Майор турок, вернувшийся со мной три дня тому назад, рассказывал, как матери бросали младенцев по дороге, потому что их нечем было кормить. Детей постарше турки сами отнимали у матерей. У майора и его братьев в домах было по одному такому ребенку, этих детей собирались обратить в мусульманство"
Преступление против человечества. Это страшно и жестоко. Это глубоко ранит, от этого хочется убежать, спрятаться, не знать, не слышать. Ведь жизнь продолжается, это было давно и не с нами. Зачем нам знать это? Ответ прост: чтобы это не повторилось. Можно долго говорить о том, что сделали или не сделали остальные страны, чтобы помешать этой страшной бойне. Это отдельная тема. Можно лишь с уверенностью утверждать, что все возможное не сделали точно. С той же уверенностью можно утверждать, что безнаказанность за то злодеяние привела к ужасам Холокоста. Достаточно вспомнить слова Гитлера. В этом году отмечается светлая дата — 60-летие победы над фашизмом и грустная, исполненная боли и скорби для каждого армянина — 90-летие Геноцида. Геноцида, давшего зеленый свет этому самому фашизму. Геноцида, до сих пор отрицаемого Турцией и многими странами мира. Немногие выжившие в том аду, чьи глаза видели этот ужас, так и умерли, не дождавшись момента, когда мир поймет и разделит их глухую одинокую скорбь, когда зло будет наконец названо злом. Зло так и осталось нераскаянным, оно отрицается, стало предметом политического торга. В таком мире страшно жить. Такое зло, получившее право на жизнь, не проходит бесследно. Ни для кого. Поэтому Геноцид есть преступление против человечества. Это уже давно проблема не только армян или даже турок, а всего человечества, не сумевшего назвать зло злом и беспечно занимающего самообманом, что такое не может повториться где-нибудь еще. Почему бы и нет, раз это так легко? Раз для мира не звучат предупреждением слова Гитлера: Кто в наше время помнит про геноцид армян?
|